19 ноября состоялось открытие проекта «ART&SCIENCE: НАУКА. ИСКУССТВО. МУЗЕЙ»
19 января 2017 года Университет ИТМО
19 ноября в атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа стартовала программа «ART&SCIENCE: НАУКА. ИСКУССТВО. МУЗЕЙ».
Это первый совместный проект Государственного Эрмитажа и Университета ИТМО, который призван рассказать об интересных аспектах взаимодействия науки и искусства в современном мире, о применении научных исследований и разработок в художественной и музейной практике мирового уровня.
Полный зал слушателей собрали лекторы премьерного дня Николас Исто (специалист по научному анализу и оценке живописных произведений) и Клаудиа Ластра (куратор галереи Arts Catalyst) из Великобритании.
Понятие трансдисциплинарности было введено еще в 70-х и, по словам Клаудии Ластра, это попытка свести реальность к единому уровню. Но как это происходит?
Николас Исто выступал на первом семинаре с темой «Материя искусства: наука, раскрывающая секреты картин» и привел множество примеров взаимодействия искусства и науки из собственной практики.
Подлинная картина или нет? На помощь искусству в этом вопросе приходит наука, мобилизующая технологии из разных областей знаний. Сканирование, рентгенография, оптическая томография, использование электронных микроскопов. Таким образом анализируются технологии плетения холста, состав и цвет красок. Это помогает определить не только подлинность картины, но и узнать, к какому периоду времени принадлежит полотно. Также современные технологии помогают в вопросе хранения произведений искусства.
Большой вклад научных исследований в мир искусства Николас Исто представил на примере одной скандальной истории. Известный художник-аферист Вольфганг Бельтрачи, который искусно подделывал шедевры мировой живописи, был арестован. Бельтрачи всегда использовал в своих работах старинные краски. Но один раз он все же выбрал белый цвет, не присущий тому периоду и художнику, картину которого он подделал. Такой анахронизм, такое невозможное сочетание красок было обнаружено благодаря современным технологиям определения подлинности картин. Подделку разоблачили до того, как гений-аферист успел усовершенствовать свою методику.
Но на вопрос слушателя лекции о том, как нам узнать, нет ли других подделок в музеях, Николас Исто ответил просто: мы должны доверять музеям. Потому что они сами заинтересованы в том, чтобы их экспонаты были подлинными, а не вышедшими из под кисти Бельтрачи или его коллег по цеху.
Проект продлится до июня 2017 года, открывая двери Эрмитажа каждую третью субботу месяца на лекции ученых, художников, кураторов и научных сотрудников со всего мира.
Здесь можно почитать о проекте и пройти регистрацию: http://hermitageworkshop.tilda.ws/artscience