Андрей Лямин: традиционное образование достигает все большей гармонии с онлайн-образованием
14 декабря 2017 года Образование
До конца этого года Министерство образования планирует завершить реализацию приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации» (СЦОС).
Университет ИТМО разрабатывает и апробирует в этом проекте систему доступа к онлайн-курсам по принципу «одного окна» с использованием единой системы идентификации и авторизации обучающихся и формированием цифровых портфолио. Как повлияет единая цифровая образовательная среда на систему высшего образования в стране, какие вызовет интеграционные процессы, рассказал директор Центра дистанционного обучения, доцент кафедры компьютерных образовательных технологий Университета ИТМО Андрей Лямин.
— Какова, на ваш взгляд, роль разработок вуза в развитии Рунета?
Роль современных университетов заключается в генерации новых идей и концепций, реализации их на практике. Университет — это уникальная в своем роде площадка для творчества, любое предложение может стать отправной точкой для изменений. В университете поддерживаются и развиваются предпринимательские начинания студентов, направленные на коммерциализацию результатов научной деятельности. Университет, находясь на стыке науки и бизнеса, предлагает и реализовывает идеи, способные влиять на различные сферы жизни общества, в том числе и на развитие Рунета.
В настоящее время именно университетами реализуется приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации» (СЦОС), цель которого состоит в создании условий для широкого использования онлайн-курсов, разработанных и реализуемых разными организациями на разных платформах онлайн-обучения, всеми категориями граждан и образовательными организациями всех уровней образования. Концепция ресурса «одного окна» закладывает основы для реализации прорывных идей и формирует облик образования будущего, а также предлагает инновационные подходы к решению существующих проблем современного онлайн-обучения, в том числе с использованием машинного обучения, искусственного интеллекта, нейротехнологий, биометрии.
— Какие разработки ИТМО были использованы при создании ЭИОС вуза?
Основой электронной информационно-образовательной среды Университета ИТМО (de.ifmo.ru) служит система AcademicNT, разработанная его преподавателями и студентами. В этой системе реализованы все известные методы и средства электронного обучения: разнообразные формы учебных заданий, виртуальные лаборатории и тренажеры, электронные конспекты и практикумы, адаптивные обучающие диалоги и элементы геймификации. Различные элементы электронных курсов из системы AcademicNT используются в онлайн-курсах Университета ИТМО, размещенных на Национальной платформе открытого образования ОткрытоеОбразование.РФ.
В Университете развернута собственная площадка для открытых онлайн-курсов (courses.ifmo.ru), построенная на платформе Open edX.
Для проведения дистанционных вступительных испытаний и подтвержденных аттестаций в рамках онлайн-курсов в Университете разработана система ITMOproctor. Это единственная система подобного вида с открытым исходным кодом (github.com/openeduITMO/ITMOproctor).
В Университете развернута система для проведения дистанционных консультаций и вебинаров (webinar.ifmo.ru) на платформе c открытым исходным кодом Mconf.
Для проведения традиционных занятий в интерактивной форме преподавателями и студентами разработана система iLecture (iLecture.ifmo.ru). Она позволяет во время занятий проводить блиц-опросы, строить кардиограмму занятия, собирать и обрабатывать вопросы студентов в режиме онлайн.
— Можно говорить, что дистанционное образование пришло на смену заочному?
Можно сказать, что с развитием информационных технологий то заочное образование, к которому мы все привыкли, начинает модернизироваться. Но все-таки пока это два совершенно разных явления. Да, заочное обучение предполагает самостоятельное изучение материала, как и онлайн-обучение. Но не стоит забывать, что онлайн-образование и, в частности, массовые открытые онлайн-курсы имеют собственные специфические черты. И я не буду говорить о том, что на заочке все-таки надо посещать какие-то лекции или приходить на экзамен в вуз. Здесь разница в другом. Как правило, при заочном обучении хватает конспектов очных лекций. Но такого «перевода» преподавателем своих очных лекций в онлайн недостаточно для того, чтобы называть это онлайн-курсом.
Во-первых, несмотря на то что такие курсы называются массовыми, преподаватель не общается разом с целой аудиторией студентов. С помощью видеолекции он общается один на один со своим слушателем и выступает в качестве наставника. Также бывает важно добавлять в свои видеолекции разные приемы визуализации для облегчения понимания и удержания внимания.
К тому же курс должен быть не просто познавательным, но и интересным. Потому что у онлайн-обучения есть множество конкурентов, которые способны захватить внимание слушателя — социальные сети, электронная почта, всплывающая реклама. Что угодно — ведь это же Интернет. У Университета ИТМО, например, есть курсы, в которых авторы применяют нестандартные подходы. Авторы курса «Реология» на Национальной платформе открытого образования снимают свои лекции не только в студии, но и демонстрируют, как печется хлеб и варится пиво. А авторы курса «Основы менеджмента» придумали собственных персонажей и с помощью них представляют содержание своих лекций на основе сторителлинга, как в игровом кино.
Для того чтобы не упустить внимание слушателя, которое ослабевает быстрее, чем на очной лекции, лучше делать лекции не затянутыми и разбивать их на фрагменты. Фрагмент лекции не должен идти дольше 10 мин.
Интересными должны быть и задания. Университет ИТМО использует в своих курсах виртуальные лаборатории, которые позволяют закреплять изученный материал.
Все эти моменты делают онлайн-обучение особым явлением, которое отличает весь процесс от традиционного образования, пусть и заочного.
— В чем принципиальное отличие дистанционного образования от заочного?
В доступности, открытости, массовости. Заочное образование — это по сути то же очное, только можно реже ходить в университет. Оно адаптировано для тех, у кого не хватает времени на очное обучение, для тех, кто занят на работе или дома. А онлайн-образование создано для того, чтобы сделать качественное образование открытым и доступным всем желающим. Несомненно, оно тоже предоставляет большие возможности для тех, кому необходим гибкий график учебы, минимальная нагрузка, но без потерь со стороны эффективности обучения. Но все же, в отличие от заочного обучения, у онлайн-образования есть некая благородная цель. Сейчас онлайн-курсы от ведущих университетов России и мира может пройти каждый, у кого есть Интернет. Они создаются для общего повышения качества и доступности образования. Если студент по каким-то причинам не может учиться в Университете ИТМО, то он может проходить онлайн-курсы от наших преподавателей совершенно бесплатно.
Мы живем в информационную эпоху, когда информационные технологии внедряются во все сферы нашей жизни. Конечно, образование не является исключением. Появление онлайн-образования и МООК — это естественный процесс, который просто не мог не прийти. Мы привыкли, что технологии делают нашу жизнь проще и комфортнее. А массовые открытые онлайн-курсы сделали это для образования. Кроме того, они адаптированы к клиповому мышлению поколения постмодернистского общества, которому проще смотреть десятиминутные видео, а затем там же в Интернете выполнять проверочные задания и решать тесты. То есть онлайн-образование было неизбежно. Это адаптация традиционной формы обучения к новым реалиям, к новым требованиям времени и поколения.
— Повлияло ли развитие технологий дистанционного образования на изменение учебного процесса в целом?
Да, конечно. Технологии дистанционного образования могут быть самыми разными, но все упрощают какие-то моменты традиционного учебного процесса, а иногда ускоряют его. При этом качество сохраняется. Например, простые технологии — электронная почта, менеджеры задач, облачные хранилища файлов с совместным доступом — все это ускоряет и упрощает совместную работу, позволяет делать ее и обсуждать прямо из дома однокурсникам, студентам с преподавателем, научному руководителю с дипломником. Или, например, массовые открытые онлайн-курсы. Сегодня любой студент может учиться там, где он хочет, тогда, когда ему удобно. И при этом он может получать зачеты в собственном вузе. То есть появилась возможность в корне изменить то, что раньше было невозможно: выбирать, у какого преподавателя учиться, выбирать, в каком университете учиться (или даже в каких), выбирать, когда учиться. Можно даже ускорить свое обучение благодаря онлайн-курсам и закончить университет раньше своих одногруппников.
Или есть такая интересная практика у ведущих американских вузов. Вы можете отучиться один семестр на онлайн-курсах на edX, а после успешного окончания вы получаете шанс учиться семестр уже в самом кампусе Гарварда или Массачусетского технологического института. При этом неважно, откуда вы и сколько вам лет.
— Как, на ваш взгляд, технологии дистанционного образования изменят систему высшего образования в мире и России? Как вуз влияет на эти процессы?
Сейчас идет работа над проектом «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». СЦОС как раз и стала логической реакцией на те изменения, которые начали происходить в системе образования России и в мире, неотъемлемой частью которой являются МООК. Расцвет массовых открытых онлайн-курсов пришелся примерно на 2011–2012 гг. Именно тогда были запущены крупнейшие международные платформы онлайн-обучения edX и Coursera. В Россию это явление пришло немного позже.
«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», которая начнет работать уже в этом году, обеспечит гражданам доступ к качественным онлайн-курсам и окончательно сделает их полноценной частью системы образования в России. Благодаря тому, что проект реализуется Министерством образования и науки, доверие к МООК повысится и слушателям будет проще зачесть их прохождение в собственном вузе.
К тому же СЦОС объединит не только платформы онлайн-обучения и слушателей, но и работодателей. Так система образования будет более прозрачной и открытой еще и для профессионального сообщества.
Кроме того, благодаря этому проекту получение образования будет не пунктом назначения, а дорогой длиной в жизнь. Среда поможет реализовать принцип обучения на протяжении всей жизни. Особенно это актуально сейчас, когда какие-то профессии уходят, уступая место новым технологиям, а люди получают шанс обучиться чему-то новому и пройти профессиональную переподготовку.
А Университет ИТМО в этом проекте отвечает за разработку системы доступа к онлайн-курсам, а также цифрового портфолио, где будут храниться результаты обучения слушателей. Вузом был выигран грант на «Разработку и апробацию системы доступа к онлайн-курсам по принципу „одного окна“ с использованием единой системы идентификации и авторизации обучающихся и формированием цифровых портфолио».
— Какие интеграционные процессы в образовании, на ваш взгляд, являются ключевыми?
На мой взгляд, сейчас традиционное образование достигает все большей гармонии с онлайн-образованием, это и есть ключевой процесс интеграции. Опять же реализация СЦОС очень сильно ускоряет этот процесс. Пока в основном существуют такие формы интеграции обеих форм обучения: применение МООК только как дополнительного материала к очному курсу; смешанное обучение, когда используется часть МООК и часть очного курса; обучение на МООК, но проведение контроля, а также части занятий очно. Такой опыт уже есть, в частности у тех преподавателей, которые сами являются авторами онлайн-курсов.
— Чем, по-вашему, будущие студенты будут отличаться от нынешних?
Главное отличие в том, что студентом в будущем может быть человек любого возраста. Обучение длиною в жизнь обретет еще бóльшую популярность в связи с внедрением онлайн-обучения в традиционное образование. Любой человек сможет называть себя студентом и тем самым расширять рамки этого понятия. Если раньше студенчество четко ассоциировалось с университетским кампусом, общежитием, преподавателями, однокурсниками, аудиториями, библиотеками, дипломами, то все эти ассоциации будут постепенно растворяться в новых понятиях.