Знают ли студенты о существовании МООК?
13 ноября 2017 года Мир eLearning
НИУ ВШЭ делится результатами своих опросов, проведенных в 2016 году в рамках мониторинга экономики образования, о перспективах массовых открытых онлайн-курсов (МООК).
В опросах участвовали преподаватели и студенты вузов. Им были заданы вопросы, касающиеся их интереса к МООК, перспектив и целей обучения на МООК, преимуществ и недостатков МООК, а также отношения преподавателей и студентов к замене очных курсов на онлайн-курсы.
2016 год показал, что преподаватели (59%) больше знакомы с тем, что такое МООК, чем студенты. Только 27% опрошенных студентов знают, что такое массовые открытые онлайн-курсы. К тому же преподаватели чаще проходили онлайн-курсы, чем студенты.
Кроме того, пока механизм обучения с помощью МООК мало распространен в сфере высшего образования. Процент тех, кто знает о МООК и собирается в будущем обучаться с их помощью гораздо меньше, чем процент тех, у кого нет определенных планов по поводу такого обучения. Преподаватели в основном проходят онлайн-курсы для повышения профессиональной квалификации (75%). Многие студенты рассматривают МООК как способ общего развития — так ответило 45% респондентов. А 41% опрошенных студентов считает, что это повышение подготовки по получаемой специальности. И только 10% студентов ответили, что обучение на МООК может использоваться для повышения успеваемости в вузах.
Самым главном плюсом МООК и преподаватели, и студенты выделили повышение доступности обучения (более 55% респондентов). Помимо этого студенты указали как преимущество возможность обучаться в индивидуальном темпе (37%) и возможность разностороннего развития (31%). А для преподавателей МООК — это еще и возможность повысить свой профессиональный уровень (31%).
В качестве главных минусов были указаны следующие: отсутствие возможности индивидуального общения между студентами и преподавателями, невозможность проконтролировать, кто именно выполнял задание, и высокая вероятность бросить обучение.
Напоследок респондентам был задан вопрос об отношении к замене очных курсов, преподаваемых в вузах, на онлайн-курсы. Среди преподавателей чаще встречалось отрицательное отношение к этому процессу, чем среди студентов. Авторы исследования считают, что причиной этого являются опасения со стороны преподавателей, что МООК в будущем могут составить конкуренцию «традиционным» курсам и лишат их аудиторной нагрузки и части заработков.
Больше цифр и подробностей исследования вы найдете здесь.